?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост



У каждого поколения литераторов неизменно существовала своя творческая крепость, коллективная мастерская, в стенах которой они собирались регулярно и самозабвенно предавались искусству. У авторов Серебряного века было даже несколько таких мест: знаменитая «Бродячая собачка», дом Гиппиус и Мережковского и, конечно, «Башня» Вячеслава Иванова, где скромная юная девушка Аня Горенко превратилась в величайшую поэтессу Анну Ахматову, и где впервые прозвучали строки знаменитой блоковской «Незнакомки».
«Дому с башней» чуть больше ста лет. Он появился на углу Таврической и Тверской улиц в 1904 году, а в 1905 в угловой трехкомнатной квартире поселились вернувшиеся из-за границы супруги: поэт-символист Вячеслав Иванов и поэтесса Лидия Зиновьева-Аннибал.



С тех пор практически ни одна среда в этой квартире с видом на Таврический сад не проходила без чтения стихов, обсуждения докладов, знакомства с начинающими литературными деятелями. Постоянными гостями «Башни» были Валерий Брюсов, Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Николай Бердяев, Леонид Андреев. В этих стенах впервые прочла свои стихи Анна Ахматова, получила одобрение от хозяев и слушателей и стала впоследствии выдающейся поэтессой, которой пытались в то время подражать сотни юных девушек, грезивших о литературной славе. Гумилев язвительно прозвал таких особ «подахматовками».
Эту квартиру хозяева и их гости называли «Башней»: фактически, именно башню на углу дома они и занимали. Вячеслав Иванов описывал свою квартиру так:
«Живем вдвоем наверху круглой башни над Таврическим парком с его лебединым озером. За Невой — фантастический очерк всего Петербурга до крайних боров на горизонте. В сумеречный час ухают пушки, возвещая поднятие воды в Неве, и ветер с моря, крутя вихрем желтые листья парка, стонет и стучится в мою башню».



В доходном доме Дернова, как официально называлось это здание, сдавались квартиры жильцам разного уровня достатка. Жители второго-пятого этажей пользовались лифтом. А вот на последний, шестой этаж, где и располагалась «Башня», нужно было подниматься пешком. Внутреннее убранство здания описала дочь Вячеслава Иванова Лидия:
«Нижний большой вестибюль и лестницы до четвёртого этажа были покрыты коврами. Печи были голландские, изразцовые — их топили дровами, лампы керосиновые. В передней висела старая меховая накидка, прозванная «общественной пелеринкой». Хозяева и гости накидывали её на плечи, когда нужно было спуститься к телефону».



В 1910 году в «Доме с башней» организовали любительский «Башенный театр». В постановках участвовали гости Ивановых, их дети, и даже дети швейцара. Постановкой и оформлением спектаклей руководил знаменитый в будущем режиссер Всеволод Мейерхольд. Некоторые искусствоведы склонны думать, что именно во время любительских спектаклей на «Башне» он и придумал свой известный театральный прием – появление актеров на сцене из зрительного зала.



Вячеслав Иванов покинул Россию в 1912 году, вместе с этим прекратили существование и «среды» на «Башне». После этого на разных этажах в разное время в доме работали училище танцев Знаменского, общественная читальня. В 1918 году по распоряжению Луначарского в первых этажах дома была открыта художественная школа. Перед Великой Отечественной войной здесь работало художественное училище, которое называли Таврическим или школой Шабловского — по фамилии директора. На основе Таврического училища было организовано Художественное училище имени Серова (сейчас — имени Рериха), размещавшееся в доме Дернова до 1961 года.
Видимо, это место во все времена обладало творческой энергетикой, ведь в 1960-е годы здесь проживал еще один русский поэт — Дмитрий Бобышев, современник Бродского и во многом его антагонист. Пути двух поэтов разошлись не только на творческой, но и на личной почве. Кстати, Бродский в то время проживал в Доме Мурузи, на Литейном 24/27, в том самом здании, где за несколько десятилетий до него помещался знаменитый литературный салон Гиппиус и Мережковского. И вот ведь причудливый капризный дух города: поместив в начале века в эти дома противостоящие друг другу литературные кружки Гиппиус и Вячеслава Иванова, Петербург спустя десятки лет решает, что в этих же самых домах будут жить соперники по перу Бродский и Бобышев.
Сегодня в «Башне» жилой дом.



метки:

Комментарии

( 4 комментария — Оставить комментарий )
rjbina
1 дек, 2015 10:09 (UTC)
Жизнь продолжается дальше, и может ещё не одно поколение породит гениев в этих стенах)))
lena_shl
2 дек, 2015 16:16 (UTC)
Хочется надеяться....таланты рождаются не так часто и это как подарок от Бога для человечества. Питерские стены много видели, они отдают свою энергетику следующим поколениям.
iriki
4 дек, 2015 05:06 (UTC)
Знаменитый "домик"... Красота, конечно, необычайная! Спасибо за рассказ, Леночка... Мне ещё очень нравится дом с башней (красненький) в Графском переулке...




Edited at 2015-12-04 05:08 (UTC)
lena_shl
4 дек, 2015 17:35 (UTC)
В Графском переулке, в этом доме расположен театр Малый Драматический
/МДТ/, которым руководит Лев Додин. Несколько лет назад башенка горела, что-то там случилось или подожгли...дыму было на квартал. Сейчас отреставрировали.

Edited at 2015-12-04 17:36 (UTC)
( 4 комментария — Оставить комментарий )
lena_shl
***

метки

Разработано LiveJournal.com