?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

3_1жж

С улыбкой прочитала, что Вырица – мировая столица трезвости! Что ж может это и так, алкоголь для многих большая проблема, которая преследует человечество на протяжении веков.  Идея трезвой веры не так уж и плоха, люди меняются и перестают пить.  В Вырице  есть община называется  она  «Дом трезвости» скорее всего община  относится к  «старым» русским сектам,  но с  другой  стороны,  община активно действует в наши дни. Речь идет об "Обществе христиан-трезвенников братца Иоанна Чурикова".  Сейчас у них есть свое хозяйство и поголовье скота, содержат они храм на пожертвования и сами трудятся не покладая рук.  Каждые выходные в молильный дом съезжается очень много народу на службу. Местное население относится лояльно и все мирно сосуществуют в поселке.


63жж

Чуриковцы возникли в самом конце XIX века. Типологически их можно отнести к трезвенническим общинам. Основатель этой секты Иван Алексеевич Чуриков начал свою деятельность проповедью о вреде пьянства. Интересно проследить возможные пути возникновения его идей: Чуриков родился в 1861 году в Самарской губернии, в регионе значительного распространения разных религий. Поволжье издавна было местом расселения староверов, здесь же селились лютеране, баптисты, молокане, субботники…

Кроме того, влияние "господствующей Церкви" в этом регионе было серьезно ослаблено. Среди населения было широко распространено "черничество" - монашеская жизнь в миру без формального принесения иноческих обетов. Обычным явлением являлись так называемые "беседы" - своего рода альтернативные богослужения. "Беседы" проводились крестьянами в праздничные дни: они собирались за столом, ведя душеспасительные разговоры. Во время подобных собраний запрещалось пить спиртное.

IMG_2009_жж

В Самаре Чуриков некоторое время успешно занимается сельским хозяйством. Затем начинаются неприятности в торговле, заболевает жена. Расценив происходящее как знак свыше, он решительно меняет свою жизнь: раздает в 1889 году имущество нищим и отправляется странствовать. Вскоре он накладывает на себя вериги и около года живет в Кронштадте. В среде трезвенников бытует легенда о том, что на проповедь Чурикова благословил Иоанн Кронштадтский. Хотя достоверность этого благословения и весьма сомнительна, кронштадтский протоиерей тем не менее весьма почитается современными чуриковцами.

Перебравшись в 1894 году в столицу, Чуриков проводит беседы, главной темой которых становится решительная борьба с пьянством. У нового проповедника быстро появляется большое количество последователей. В 1905 году в Вырице под Петербургом организуется колония трезвенников, вскоре там же был построен дом со специальным залом для бесед. Учение Чурикова заключается в запрете на спиртное и мясо, осуждается братцем и прелюбодеяние. Нет, правда, хлыстовского неприятия брака, а в остальном чуриковцы весьма напоминают "постническую веру". Однако сближает их с хлыстами не только это. В какой-то момент почитатели братца Иоанна начинают считать его Мессией, Христом во втором пришествии. В качестве аргументов приводятся цитаты из Евангелия, надписываемые Чуриковым на собственных фотографиях.

Естественно, что до революции существование подобных трезвеннических общин вызывало резкое неприятие их церковными властями, несмотря на то что сам Чуриков считал себя православным. В одном из архивов Петербурга сохранился документ о признании Чурикова сектантом и отлучении его от Церкви. Практика причащения братцем своих последователей также вызывала резкую критику - после беседы с одним из архиереев Чуриков перестал причащать хлебом, а вместо этого стал давать приходящим к нему по три кусочка сахара, "чтобы жизнь была сладкой". Братец Иоанн продолжает проводить свои беседы до 1929 года, когда он был арестован ГПУ непосредственно в Вырице. По официальным сведениям, умер он в 1933 году на этапе в Бутырскую тюрьму.

С этого времени община была формально распущена и дом в Вырице отобран. Вплоть до середины 80-х годов прошлого века чуриковцы собирались по частным квартирам. Вновь зарегистрирована община была во время перестройки, что весьма органично совпало с горбачевской антиалкогольной кампанией (парадоксально, но одну из питерских трезвеннических общин начала XX века возглавлял некто Михаил Горбачев). В наши дни "умеренные" чуриковцы принадлежат к общине Богоявленского храма на Гутуевском острове в Петербурге. "Радикальные" же последователи учения собираются в "Доме трезвости" в Вырице, в окрестностях Северной столицы.

Сегодня вырицкий дом общины выкрашен в ярко-синюю краску, на крыше небольшая башенка. Богослужения здесь проходят по воскресеньям в два часа дня.  Перед собравшимися "иконостас": в центре портрет Чурикова в полный рост, справа и слева от него иконы Христа и Богоматери, дальше Тайная вечеря, святитель Николай, еще одна икона Богоматери и Иоанн Кронштадтский. Перед иконами кафедра, на ней во время богослужения находится наставник общины, благообразный старец восьмидесяти восьми лет.  Ходили слухи, что он ясновидящий. Года два назад он умер и теперь служит его сын. Поговаривали, что он видел самого Чурикова, от которого получил сахар еще в 1920-х годах. По его словам, он никогда в жизни не пил вина.

Собрание начинается с пения общепринятых богослужебных песнопений, перемежающихся специфическими "чуриковскими" гимнами. Затем следует проповедь наставника с обильными цитатами из бесед братца. Далее следуют личные свидетельства исцелившихся от пьянства или наркомании и снова проповедь. Здесь-то и можно услышать слова о Втором Пришествии и обращение к братцу "Господь!", и многое другое…

В конце службы старец сжигает перед изображением Чурикова записки с просьбами об исцелениях от пьянства. А потом все подходят к наставнику, и он причащает народ сахаром, а некоторых помазывает маслом, тоже совсем как Чуриков.

Глядя на современных трезвенников, невольно задумываешься об их дальнейшей судьбе. Продолжат ли чуриковцы свое существование или же растворятся в православных питерских приходах, забыв о "божественном" происхождении братца Иоанна? Ответ на этот вопрос даст только время.

Комментарии

( 2 комментария — Оставить комментарий )
aobroskov
16 фев, 2015 21:50 (UTC)
Интересная статья, благодарю автора за проделанную работу!
lena_shl
17 фев, 2015 03:36 (UTC)
Я рада, что пост понравился))))
( 2 комментария — Оставить комментарий )
lena_shl
***

метки

Разработано LiveJournal.com